Программа «Цифровая экономика» и ее развитие в Российской Федерации

цифровая экономика

Содержание
  1. Что такое цифровая экономика и для чего она нужна
  2. Почему это важно
  3. Тренды виртуальной экономики
  4. Цифровая экономика за рубежом
  5. Программа развития цифровой экономики в России
  6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
  7. Цели и задачи проекта 
  8. Преимущества и недостатки цифровой экономики
  9. Нормативное регулирование
  10. Ответственные за реализацию проекта 
  11. Финансирование национальной программы
  12. Реализация Программы
  13. Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»
  14. Несовпадение цифр в «Цифровой экономике»
  15. 8 направлений развития цифровой экономики
  16. Криптовалюты и ICO
  17. Информационная безопасность
  18. Роль цифровой экономики в управлении современными социально-экономическими отношениями
  19. Сотрудничество с другими странами
  20. Сквозные технологии цифровой экономики
  21. Кадры для цифровой экономики и образование 

Цифровые технологии используют сегодня при совершении экономических, социальных и других операций через интернет. Любой человек с помощью удаленных каналов связи может записаться к врачу, заплатить налоги, купить билет на сайте РЖД или приобрести нужный товар – монтажный комплект, телевизор и др.

Развитие цифровой экономики – задача для всех уровней власти. Поэтому одним из 13 нацпроектов, реализуемых в России после майских указов 2018 года Президента РФ В.В. Путина, стал проект «Цифровая экономика».

Что такое цифровая экономика и для чего она нужна

Начало информационной революции в 80-х годах XX века связано с повсеместным переходом от аналоговых технологий к цифровым. Изменилась философия мира.

Основные предпосылки глобальных изменений:

  • повсеместное применение персональных компьютеров;
  • распространение интернета;
  • использование для связи индивидуальных мобильных устройств.

Доном Тапскоттом

Понятие «цифровая экономика» было введено Доном Тапскоттом в 1995 году при описании особенностей сетевой разведки. Сегодня под цифровой или виртуальной экономикой понимают совокупность отношений в области экономики, культуры и общественной жизни, базирующихся на внедрении электронных технологий.

Это не отрасль, а уклад жизни, основа для развития экономики, социальной сферы. Простыми словами, это использование интернета в работе и повседневной жизни.

Авторы монографии «Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения», размещенной в базе данных Российского индекса научного цитирования, определяют цифровизацию как создание продукта в цифровой форме. Эта книга используется в качестве пособия по цифровой экономике.

Инновации, способствующие ускоренному развитию интернет-экономики:

  • блокчейн;
  • искусственный интеллект (имитация когнитивных функций человека);
  • облачные вычисления;
  • машинное обучение;
  • нейронные сети.

Функционирование многих фирм частично или полностью осуществляется через интернет. Ярким примером использования цифровых технологий является Яндекс-акси или Сбербанк России.

Направления деятельности юридических лиц и субъектов предпринимательства, доступные для удаленного ведения:

  • планирование, управление и контроль;
  • анализ бизнеса;
  • бухгалтерский учет и аудит;
  • формирование и предоставление отчетности;
  • оказание услуг;
  • доставка товаров;
  • логистика;
  • маркетинг.

Почти 50% людей в России и за рубежом используют интернет для обучения и работы. Находясь в декрете, женщина может получить дополнительное образование или повысить квалификацию в удобное время.

женщина в декрете

Оборот виртуальной торговли вплотную приблизился к объемам стандартных покупок. За 2018 год онлайн-продажи в России составили 1,15 трлн рублей. Лидеры интернет-торговли в нашей стране – Wildberries и Ozon. Россияне, проживающие в крупных городах или сельской местности, имеют равные возможности при выборе товаров через интернет.

Почему это важно

В 2018 году число людей, использующих интернет, увеличилось до 4,021 млрд человек, четверть из которых впервые появилась в сети в 2017-2018 годах. Самые высокие темпы роста наблюдаются на африканском континенте – 20 %. В Катаре и ОАЭ 99% жителей используют интернет в повседневной жизни. По России цифры ниже – около 75% россиян пользуются различными онлайн-сервисами и социальными сетями.

Виртуальная экономика и биотехнологии способны улучшить жизнь обычных людей. Врач оперативно поставит диагноз и, при необходимости, проведет операцию, независимо от местонахождения пациента. Житель любого региона страны сможет получить высшее образование или обучиться новой профессии дистанционно. У покупателей появляется огромный выбор товаров, доступных в интернет-магазинах. При этом повышается скорость оказания услуг и их качество.

Для компаний использование возможностей цифровых технологий позволит повысить производительность труда работников, снизить затраты, расширить круг потенциальных покупателей. Электронные технологии применяют даже в сферах АПК (роботизация), экологии (сортировка мусора) и ЖКХ («умные» счетчики).

Перевод архивов в электронный формат – новый тренд современной России.

Сканируются документы, приказы, книги, журналы или отдельные статьи. Оцифровка обеспечивает сохранность объектов, облегчает поиск документов, расширяет их доступность через систему Консультант или Гарант.

Тренды виртуальной экономики

С целью обмена опытом и обсуждения новых технологических решений в России и за рубежом регулярно проводятся форумы, круглые столы, конференции, выставки по цифровизации различных сфер деятельности. На таких мероприятиях эксперты высказывают собственное мнение по проблемам цифровой экономики в сфере финансов, энергетики, туризма и других, формируя основные векторы развития инновационных технологий. Например, в ноябре 2018 года в Москве состоялась международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики» с участием 8 стран. Эксперты обсуждали вопросы изменения медиаиндустрии в условиях цифровизации всех сфер жизни.

Тенденции современной интернет-экономики:

  1. Кибербезопасность. На обеспечение защиты электронных данных государства тратят десятки миллиардов долларов ежегодно. Но находятся хакеры, взламывающие сети крупных компаний, финансовых и силовых структур. Уязвимость информации, как основного ресурса, обозначается многими специалистами в качестве угроз цифровой экономики.
  2. Цифровизация государственных услуг. Органы государственной и муниципальной власти взаимодействуют с населением, используя возможности цифровых технологий. Удаленная запись к врачу, подача заявления в ЗАГС или постановка на очередь в детский сад востребованы гражданами и удобны для органов власти, так как исключают рутинную работу по занесению данных о человеке в базу данных. Единовременная регистрация человека на портале дает ему доступ ко всем государственным услугам, оказываемым в электронном виде.
  3. Использование новых технологических решений в промышленности. Цифровизация подразумевает внедрение прорывных технологий: виртуального моделирования, робототехники, больших данных, предиктивной аналитики, Интернета вещей и других. Это позволит снизить затраты труда, увеличив производительность.

Умное производство

Виртуальная экономика проникает во все сферы жизни человека. В России уже сейчас концепция «умного» производства реализуется на транспортных, авиастроительных и ракетно-космических предприятиях. Присвоение ИНН позволяет цифровизировать налогообложение физических и юридических лиц.

Цифровая экономика за рубежом

Несмотря на технологический прорыв, доля цифровой экономики составляет лишь 22% мирового ВВП. Наилучшего результата добился Китай – 30% от ВВП, благодаря развитому рынку криптовалют. Великобритании удалось повысить этот показатель до 15%. Усредненное значение доли виртуальной экономики в национальном ВВП для развитых стран составляет 5,0-5,5%.

Многие страны, осознавая неизбежность и важность технологических изменений, намеренно взяли курс на цифровизацию экономики и госсектора. Возглавляют неформальную цифровую «гонку» США и Китай. Программы развития виртуальной экономики приняли вслед за ними Великобритания, страны Европы, Австралия и другие.

Основные направления зарубежных программ цифровизации:

  • инфраструктура;
  • человеческий капитал;
  • экономические секторы;
  • государственные услуги.

Принятые концепции различаются акцентами. Например, в Дании программа не затрагивает производственный сегмент, но датчане, имея цифровые паспорта, могут обращаться со структурами власти только через интернет. Канада, напротив, не ставит в приоритет переход на оказание электронных госуслуг.

Китайский нацпроект «Умная нация» включает всеобщий переход на новые технологии.

С 2015 года в стране постепенно проходят цифровизацию экономическая сфера, власть, общество.

Программа развития цифровой экономики в России

После избрания на четвертый президентский срок В.В. Путин подписал Указ по регулированию отношений в формате программы для 13 нацпроектов на перспективу до 2024 года по трем направлениям:

  • Человеческий капитал;
  • Комфортная среда для жизни;
  • Экономический рост.

Российская программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена 4 июня 2019 года протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам (далее – Президиум Совета). В нее вошли шесть федеральных проектов.

Важность темы В. Путин подчеркнул в ежегодном послании Федеральному Собранию в феврале 2019 года.

Регионы разрабатывают собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие). Федеральные субсидии регионы будут получать в рамках заключенных с федеральным центром Соглашений.

объединение экспертов в лигу цифровых экономики

Эксперты в области электронной экономики объединяются в сообщества (Лига цифровой экономики).

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Краткие сведения о национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» изложены в паспорте, состоящем из 6 частей.

Разделы нацпрограммы:

  1. Раздел содержит информацию об основных положениях: сроках реализации нацпроекта (с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года), кураторе, руководителе и администраторе программы.
  2. Раздел определяет цели нацпроекта, достижение которых будет отслеживаться по показателям, установленным отдельно для каждого направления по годам; контроль возложен на Президиум Совета.
  3. В разделе раскрыта структура программы, состоящая из 6 нацпроектов, курирует которые заместитель Председательства Правительства РФ М.А. Акимов; за каждым направлением закреплен руководитель – заместители министров Минэкономразвития или Минкомсвязи.
  4. В разделе по каждому из шести направлений определены задачи, предполагаемые результаты и периоды реализации. Наибольшее количество ожидаемых результатов (64 индикатора) установлены для проекта по цифровизации госсектора.
  5. В разделе закреплены источники финансирования каждого из нацпроектов с разбивкой по годам.
  6. Раздел содержит механизмы действия нацпроекта «Цифровая экономика».

Полный текст нацпроекта доступен на официальном сайте Минкомсвязи.

Цели и задачи проекта 

Целевые установки нацпроекта «Цифровая экономика РФ» до 2024 года закреплены в его паспорте.

Цели нацпроекта по цифровизации экономики:

  • рост расходов на совершенствование электронных технологий из всех источников (по доле в ВВП) в три и более раза по сравнению с 2017 годом;
  • гарантия устойчивости и безопасности высокоскоростного интернета для россиян на всей территории страны;
  • переход органов федеральной, региональной, муниципальной власти на программное обеспечение российских разработчиков.

Чтобы достичь целевых показателей, необходимо решить ряд задач. Среди них:

  • разработка и утверждение нормативно-правовых документов, регулирующих внедрение новых технологий;
  • обеспечение полномасштабной инфраструктуры управления данными с использованием российских технологий;
  • создание образовательных программ для подготовки высококлассных специалистов для виртуальной экономики;
  • гарантия безопасности электронных данных, защита государственных, личных, бизнес интересов;
  • разработка и введение «сквозных» технологий с использованием разработок российских программистов;
  • применение передовых технологических решений в сфере госуправления и оказания органами власти услуг населению.

Россия член ЕАЭС

Россия, как член ЕАЭС, при решении задач по цифровизации различных секторов экономики, проводит согласованную политику с другими государствами, входящими в эту международную организацию.

Преимущества и недостатки цифровой экономики

Суть цифровой экономики в ускорении процессов обработки информации, освобождении сотрудников от рутинной работы. В ноябре 2018 года последствия внедрения новых технологий эксперты обсудили на ток-шоу «Ретроспектива: Первые плоды цифровой экономики».

Плюсы виртуальной экономики:

  • повышение производительности труда;
  • снижение издержек;
  • создание новых рабочих мест;
  • переход к электронным деньгам;
  • снижение бюрократии и коррупции;
  • «прозрачность» проводимых операций;
  • сведение к нулю «человеческого» фактора – возможность ошибки, влияние эмоций, физического состояния;
  • развитие фриланса.

Цифровая экономика оказывает прямое действие на ценообразование, снижая стоимость товаров и услуг. Несмотря на это, в реальности, внедрение цифровых технологий таит некоторые опасности.

Недостатки интернет-экономики:

  • риск утечки информации;
  • рост числа мошенников;
  • использование персональных данных людей для управления их поведением;
  • исчезновение ряда невостребованных профессий и компетенций;
  • сокращение работников из-за роботизации производства;
  • отсутствие у персонала навыков работы с использованием новых технологий;
  • нежелание или невозможность некоторых категорий граждан использовать новые технологии на практике (пенсионеры «старой закалки» отказываются переходить на банковские карты);
  • преобладание у детей «машинного» мышления над системным.

В эпоху гаджетов ребенок теряет способность сочувствовать, общаться в реальном мире. У него возникают проблемы с коммуникациями. И это большой минус. Кроме того, сегодня требуется смена системы образования в школе, средних и высших учебных заведениях. Педагог перестал быть для подрастающего поколения источником знаний, он становится навигатором и мотиватором для учеников.

Нормативное регулирование

Для успешного выполнения мероприятий нацпрограммы требуется плотное взаимодействие представителей бизнеса и чиновников при формировании нормативной базы для цифровизации экосистемы. Корпорациями-лидерами по применению высоких технологий учреждена автономная некоммерческая организация. АНО «Цифровая экономика» под руководством Е. Ковнира обеспечивает подготовку и общественное обсуждение проектов законодательных актов.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей действует постоянный Комитет по виртуальной экономике.

В связи с постоянным обновлением понятийного аппарата в области электронных технологий, отсутствием правовых норм, регулирующих деятельность IT-компаний, нужна помощь экономистов и юристов при работе над законопроектами.

помощь юристов

С целью ускорения изменения законодательства разрешено не согласовывать законопроекты в сфере цифровой экономики с Правительством РФ, а лишь получить одобрение бизнес-сообщества на совместных совещаниях бизнеса и власти, заседаниях проектных офисов.

Госдума сможет рассматривать проекты законов без предварительных парламентских слушаний.

Разработчики НПА и поправок в них:

  • центры компетенций (далее – Центры);
  • ответственные органы власти;
  • бизнес.

Например, в марте 2019 года принят ФЗ № 424632-7 о цифровых правах в России, изменяющий Гражданский кодекс РФ.

Инновационный центр «Сколково» принимает активное участие в реализации федерального проекта и обеспечивает:

  • сбор предложений по разработке и корректировке планов мероприятий по реализации ФП;
  • подготовку и направление проектов планов мероприятий заинтересованным сторонам для рассмотрения;
  • выполнение планов мероприятий и представление отчетности о степени достижения показателей.

Центр под руководством председателя Правления Фонда «Сколково» И. Дроздова работает в 14 направлениях. Среди них:

  • электронный гражданский оборот;
  • большие данные;
  • киберфизические системы;
  • интеллектуальная собственность;
  • стандартизация;
  • интеграционное регулирование;
  • цифровая среда доверия и другие.

В состав Центра вошли признанные крупные российские корпорации и научные центры, являющиеся членами сразу нескольких подгрупп. К ним относятся:

  • АНО «Агентство по технологическому развитию»;
  • Ассоциация содействия участникам ВЭД;
  • Группа Киви;
  • Институт права и развития НИУ ВШЭ;
  • РАНХиГС;
  • ООО «ЯНДЕКС»;
  • ПАО «Ростелеком»;
  • Российский Университет Транспорта;
  • Российская таможенная академия и другие.

Рабочая группа принимает участие в оценке эффективности реализации мероприятий нацпроекта. Приведение деятельности ИТ-компаний в правовое поле и установление специальных режимов налогообложения позволит им выйти из теневого сектора экономики, легализовать деятельность.

Ответственные за реализацию проекта 

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 года № 234 определяет систему управления реализацией нацпроекта «Цифровая экономика РФ». За достижение поставленных целей будет отвечать Минкомсвязи.

Минкомсвязь РФ

В функционал Департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике (директор – М.М. Насибулин) входит:

  • определение принципов государственной политики в сфере электронной экономики;
  • координация и реализация мероприятий программы;
  • выработка критериев оценки эффективности.
Контроль за выполнением нацпрограммы возложен на Правительственную комиссию по цифровому развитию, призванную утверждать обновленные версии программы.

Финансирование национальной программы

Первоначально программа предусматривала выделение более 3,5 трлн рублей из бюджета РФ и внебюджетных источников за 2019-2024 годы. Объем расходов, обозначенный в паспорте нацпроекта на официальном сайте Минкомсвязи, составляет в настоящее время 2,4 трлн рублей. Из них: 1,9 трлн – расходы федерального бюджета, а 0,5 трлн рублей – внебюджетные средства.

Реализация Программы

Распоряжением Правительства РФ утвержден состав подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Она отвечает за реализацию нацпроекта и может давать рекомендации по корректировке мероприятий программы.

За электронное взаимодействие заинтересованных сторон несет ответственность аналитический центр при Правительстве РФ, выполняющий также функции проектного офиса.

Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»

По всем направлениям программы утверждены планы мероприятий. Уже сейчас в стране действует сайт Госуслуг, который, по отзывам граждан, пользуется большим спросом. Государственные и муниципальные учреждения заключают договора с контрагентами по результатам электронных торгов, аукционов или запроса котировок. Это позволяет рационально использовать бюджетные средства.

Реализация программы предусматривает:

  • укрепление позиций России на мировом рынке услуг по хранению и обработке данных за счет увеличения доли участия с 1 до 10% к 2024 году;
  • предоставление широкополостного доступа к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с 97% жителей страны;
  • покрытие мобильными сетями 5G городов с численностью населения более 1 млн человек;
  • к 2014 году число ИТ-специалистов, ежегодно подготавливаемых российскими ВУЗами, составит 120 тыс. человек
  • к 2024 году в России появится не менее 10 предприятий в сфере высоких технологий.

5g интернет соединение

По каждому направлению нацпроекта разрабатываются дорожные карты. Например, по сквозным технологиям утверждено 7 таких карт. В них подробно описываются смысл технологий, схемы их применения, приводятся характеристика текущего состояния, целевые показатели и инструменты для их достижения.

Росстат совместно с ВШЭ и Минкомсвязи, начиная с 2018 года, будут выпускать ежегодные статистические сборники по достижениям цифровой экономики (УДК 338).

Несовпадение цифр в «Цифровой экономике»

История госпрограммы по цифровизации экономики началась еще в 2017 году. Первоначальная версия содержала 5 базовых направлений с присвоением порядковых номеров.

В паспорте новой программы нумерация нацпроектов изменилась, исходя из очередности задач, поставленных Президентом России В. Путиным в майских указах. Но разработчики нацпроектов при нумерации сущностей (цели, задачи, мероприятия) придерживались старых номеров.

Налицо несоответствие паспортов основной программы и нацпроектов, которые должны быть взаимосвязаны. Напрашивается вывод о невнимательности чиновников.

8 направлений развития цифровой экономики

В нацпрограмме 2017 года были определены 8 направлений применения новых технологий. К ним относятся:

  1. Государственное регулирование. Создание на законодательном уровне условий для успешного развития цифровой экономики в России.
  2. Информационная инфраструктура (ИКТ). К 2021 году прогнозируется значительный рост патентов на изобретения в IT-сфере. На федеральном и региональном уровнях вводятся налоговые льготы для компаний, занимающихся прикладными исследованиями в сфере высоких технологий.
  3. Исследования и разработки. Новые технологии позволят создавать платформы для обмена продукцией или опытом независимых участников рынка.
  4. Кадры и образование. Планируется создание супер-сервиса для повышения цифровой грамотности россиян с возможностью применения теории при решении практических задач. В общеобразовательных учреждениях для изучения новшеств цифровой экономики будет введена новая дисциплина – «Технология», с привлечением в качестве преподавателей практикующих специалистов.
  5. Информационная безопасность. Предусматривает применение отечественных разработок при обеспечении кибербезопасности.
  6. Государственное управление. Отказ чиновников от бумажного документооборота, предоставление справок и выписок в электронном виде уже частично реализованы.
  7. Умный город. Использование возможностей интернета в парадигме Интернета вещей даст возможность автоматизации парковок, управления водными и энергетическими ресурсами, создания беспилотного общественного транспорта.
  8. Цифровое здравоохранение. Финансовая поддержка на конкурсной основе новых российских компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования.
Комплексное развитие цифровых технологий в стране поможет развеять миф об утечке российских «мозгов» за границу.

Криптовалюты и ICO

Криптовалюта – виртуальная цифровая валюта, не имеющая единого центра эмиссии (Биткоин, Ripple, Litecoin и другие).

криптовалюты

Преимущества:

  • высокий уровень надежности;
  • отсутствие издержек на печать банкнот;
  • доступность (нет ограничения по возрасту)
  • анонимность пользователей;
  • безопасность транзакций.

ICO – форма инвестиций в форме реализации ограниченного количества новых единиц криптовалют, полученных в результате единичной либо ускоренной эмиссии. Считается одним из видов коллективного финансирования. Единицу продаваемой криптовалюты профессионалы называют монетой или токеном.

Рост объемов продаж в виртуальной экономике увеличит спрос на криптовалюты, так как для приобретения цифровых продуктов потребителями разных стран не понадобится уплачивать комиссии банкам за конвертацию валют. Транзакции с криптовалютами проходят быстрее, чем банковские.

Информационная безопасность

Суть современного мира отражает цитата Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Имя этого банкира признано в финансовой среде.

Главные принципы информационной безопасности в России:

  • развитие отечественных технологий;
  • использование российского программного обеспечения и оборудования;
  • применение российских криптографических стандартов.

Для выстраивания системы безопасности данных на уровне предприятия учитывают сведения разных направлений. Среди них:

  • перечень информационных ресурсов;
  • ответственные за безопасность, администрирование этих ресурсов;
  • взаимосвязь информационных систем;
  • доступ сотрудников к информационным ресурсам.
Среди отечественных разработчиков свою систему комплексного управления безопасностью предлагает ПАО «Информзащита».

Роль цифровой экономики в управлении современными социально-экономическими отношениями

Цифровая экономика, как новый тип хозяйствования с преобладающим значением информации и методов управления ею во всех циклах производства и потребления, является базовым элементом развития экономики в целом. Неоспоримо ее воздействие на финансовую сферу, страхование, коммерцию, медицину, образование и другое. Передовые технологии способствуют возникновению новых способов кооперации участников рынка для совместного решения задач.

Цифровой сектор экономики представлен двумя кластерами:

  1. Электронная индустрия, создание микрочипов, компьютеров, устройств персональной связи, бытовых электронных приборов.
  2. Компании, оказывающие методические и практические услуги в технологической сфере управления данными.

Инвестиции в развитие инновационных технологий стали важным показателем деятельности компании, функционирования государства в целом.

Если столетие назад рейтинг крупнейших мировых корпораций возглавляли энергетические, машиностроительные гиганты, то сейчас первые позиции занимают компании цифрового сектора экономики (Apple, Google, Microsoft).

компании Apple, Google, Microsoft

Критерии анализа электронной экономики:

  • показатель занятости в сфере услуг (сложность в ведении статистики по числу занятых);
  • пространственный (взгляды экспертов расходятся в вопросе разграничения видов сетей и скорости передачи данных);
  • экономический (подвергается критике из-за недостаточного изучения влияния работы с данными на результат деятельности компании);
  • технологический (новые технологии называют драйвером экономической эволюции, но сложность в измерении степени развития электронных технологий).

О реструктуризации экономики в направлении цифрового развития свидетельствует достижение определенного уровня количественных характеристик.

Сложность на современном этапе развития вызывает не хранение информации, а обработка больших массивов данных с целью принятия управленческих решений.

Роль современных технологий в управлении экономическими процессами:

  • автоматизация процесса принятия решений;
  • возможность анализа и прогнозирования на макроуровне, уровне регионов, отраслей, хозяйствующих субъектов;
  • получение сведений напрямую от экономических агентов позволяет создавать цифровые модели потребителей, отдельных процессов.

Работа с большими данными (Big Data) дает неограниченные возможности для науки и менеджмента. Облачные технологии в ближайшее время будут использоваться для моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов, государств, общества в целом.

Сотрудничество с другими странами

Российская Федерация с 2017 года проводит переговоры с другими государствами по совместному развитию цифровых технологий. Среди них:

  • Казахстан;
  • Китай;
  • Сербия и другие.

Глава Минкомсвязи не раз вступал с докладами, в которых отражал ключевые аспекты цифровизации в России, отмечая готовность нашей страны к взаимодействию с зарубежными партнерами.

Сотрудничество между Россией и Китаем обеспечивается работой Подкомиссии по связи и ИТ-комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Основные вопросы для обсуждения в рамках общения руководителей профильных министерств:

  • построение перспективных цифровых платформ и технологий;
  • строительство вдоль арктического побережья России подводного магистрального кабеля, обеспечивающего скоростное соединение Европы с Азией, проведение необходимых исследований;
  • обеспечение персональной подвижной спутниковой связью пространства стран-членов ШОС;
  • использование спектра радиочастот с наибольшей эффективностью.

На современном этапе развития совместные шаги в сфере цифровых технологий ускорят перевод мировой экономики на новый формат, увеличив конкуренцию компаний на глобальном рынке. В этом контексте успешно будут функционировать предприятия, повышающие клиентоориентированность за счет применения новейших технологий.

Сквозные технологии цифровой экономики

Термин «сквозные технологии» подразумевает ключевые направления научно-технического развития, существенно влияющие на становление и развитие рынков. В государственной программе 2017 года по развитию цифровой экономики, утвержденной премьер-министром РФ Д. Медведевым, содержался перечень сквозных технологий. В новой нацпрограмме его нет. Это связано с постоянным движением виртуальных технологий вперед, появлением новых решений.

сквозные технологии

К сквозным технологиям относят:

  • квантовые;
  • беспроводной связи;
  • большие данные;
  • промышленный интернет;
  • беспроводной сети;
  • компоненты робототехники и сенсорики и другие.
В феврале 2019 года на основе анализа статистических открытых данных разработан Атлас сквозных технологий цифровой экономики России.

Нацпроект по цифровизации экономики призван стимулировать спрос на цифровые технологии на внутреннем рынке, в то числе путем цифровой трансформации компаний-лидеров российской индустрии. При этом инвестиции бизнеса в развитие экосистемы составят более 0,5 трлн рублей.

Кадры для цифровой экономики и образование 

Образ незаметного работника по обслуживанию оргтехники и программного обеспечения давно остался в прошлом. В современной компании IT-специалист является правой рукой генерального директора.

Актуальность вопроса о несовершенстве подходов к обучению и переподготовке кадров для цифровой экономики подтверждается увеличивающейся потребностью в квалифицированных ИТ-специалистах. В необходимости изменения системы образования убежден новатор банковской сферы России Герман Греф. Главная идея – устранение системы тестов и экзаменов.

Продукты и сервисы нацпроекта для улучшения кадровой ситуации:

  • гранты и сервисы для населения;
  • субсидии для учреждений образования;
  • подготовка кадров для бизнеса.

Работа с гражданами России предполагает реализацию мероприятий по нескольким направлениям. Среди них:

  • именные сертификаты на обучение цифровым компетенциям;
  • грантовая поддержка ребят, победивших в олимпиадах по математике и информатике;
  • самостоятельное массовое изучение материалов по цифровой грамотности с помощью единого онлайн-сервиса, с использованием инфографики, презентаций, решением кейсов по теме цифровизации;
  • изменение методологии преподавания в школах и ВУЗах, создание новых моделей образовательных программ.

АНО «Цифровая экономика» учрежден знак качества в номинации «Кадры для цифровой экономики». Получить его смогут образовательные программы, использующие для обучения виртуальные инструменты.

В ближайшем будущем из федерального бюджета будут субсидироваться расходы учреждений образования среднего и высшего звена в области ИТ-технологий.

Перечень мероприятий для получения субсидий:

  • проведение тематических детских лагерных смен по математике и ИТ;
  • использование на уроках цифровых УМК (виртуальные лаборатории, тренажеры и другое);
  • создание международных центров по мониторингу и изучению передовых идей и опыта.
Центр компетенций по ФЦП «Кадры для цифровой экономики» призван выявлять барьеры комплексного развития системы образования, формировать и выполнять в зоне своих компетенций план мероприятий.

Работа проводится в 12 экспертных группах.

Первая Кафедра цифровой экономики открыта в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики. В МГУ IT-специалистов готовят на факультете вычислительной математики и кибернетики. В КФУ и РЭУ им.Плеханова запустили краткосрочный курс повышения квалификации по направлению «Цифровая экономика».

Успешная реализация проекта даст возможность выпускникам школ пройти подготовку в ведущих ВУЗах страны по профилю цифровых технологий, уменьшит число имеющихся вакансий ИТ-специалистов в различных отраслях народного хозяйства.

future2day.ru