Прошлое и настоящее VR и AR

Виртуальная реальность

VR и AR стремительно захватывают мир! Но, похоже, такое происходит уже не впервые. Рассмотрим историю этих технологий и их возможные перспективы.

Сейчас много разговоров о виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Эти технологии кажутся крутыми и современными. Но не все знают, что ранние версии VR и AR появились полвека назад, если не раньше. В этой статье мы рассмотрим историю VR и AR от самого начала до современных достижений.

В истории этих технологий встречаются герои поп-культуры, нелепые ранние устройства и неожиданные события, которые навсегда изменили наш мир. Начнем!

Первые шаги

С натяжкой можно сказать, что первое воплощение виртуальной реальности относится к 19 веку. В 1838 г. Чарльз Уитстон обнаружил, что мозг получает от каждого глаза два разных 2D-изображения, а затем объединяет их в 3D-изображение. Затем он изобрел стереоскоп – устройство в виде очков. В них располагались рядом два изображения. Смотря в стереоскоп, зрители видели объемную картинку. Эта, казалось бы, примитивная технология основана на том же принципе, который сейчас используется в Google Cardboard. Можно поспорить, что стереоскоп действительно является ранним прототипом шлема виртуальной реальности.

Дамоклов меч

Первые девайсы, которые точно можно назвать шлемами VR, появились веком позже, в 60-х и 70-х. В 1968 г. Айвен Сазерленд создал «Дамоклов меч». Устройство представляло собой головной дисплей, который подключался к компьютеру. Он генерировал примитивные каркасные модели. Это был первый подобный девайс, который подключался к компьютеру, а не к камере или к зафиксированному изображению. Причудливое приспособление было огромным и неудобным. Название «Дамоклов меч» ему дали потому, что сооружение подвешивалось к потолку. Несмотря на свой страшный внешний вид, изобретение создало предпосылки для других девайсов. К ним относится, например, шлем VITAL. Его использовали для симуляции полетов и для военных целей в американской армии и в NASA.

Виртуальная реальность в 80-х и 90-х

80-е и 90-е – замечательные времена. Тогда все было безумным и экстравагантным – и VR не исключение. Технология стала использоваться во многих нелепых, но любопытных приборах. В то время виртуальная реальность была в тренде. Широкую популярность ей придали фильмы и комиксы. В них VR представлялась футуристичной технологией, которая позволяла людям жить в «виртуальном мире». Можно даже сказать, что это мощное желание создать такой захватывающий мир стало причиной популярности жанра MMORPG, появившегося декадой позднее. Тогда виртуальная реальность оказала большое влияние на западную культуру.

виртуальный мир

Люди стремились создать интерактивную и виртуальную реальность. Тем не менее, из-за технологических ограничений того времени     ранние устройства VR потерпели фиаско. Многие «шлемы VR» представляли собой примитивные и громоздкие приспособления, позволявшие видеть 3D-изображения. Даже самые продвинутые модели столкнулись с трудностями, связанными с размытием во время движения и слежением за положением головы пользователя. В итоге даже при кратковременном использовании появлялся сильный физический дискомфорт. Попробуйте представить девайс, в котором игры в виртуальной реальности создавались бы при помощи пиксельной или полигональной графики. Если эта идея кажется вам ужасной, то вы правы, особенно если учитывать то, как такие устройства сказались на финансах крупнейших игровых компаний вроде Atari, Sega и Nintendo.

Новая эра виртуальной реальности

После многих неудачных попыток 90-х гг. в начале 21 века о виртуальной реальности было мало новостей. Яркое исключение – интересная версия применения данной технологии в виде Google Street View, выпущенная в 2010 г. Это стереоскопическое приложение позволяло просматривать улицы в 3D. Трудно сказать, помогла ли эта функция Google Maps преуспеть по сравнению с конкурентами, однако считается, что именно благодаря ней сервис от Google стал успешным. Как бы то ни было, казалось, что и потребители, и разработчики потеряли интерес к технологиям VR и AR из-за многих нарушенных обещаний.

игры

В следующем десятилетии ситуация значительно изменилась. В 2012 г. Палмер Лаки запустил на удивление успешную кампанию на Kickstarter, чтобы разработать Oculus Rift. Проект собрал шокирующую сумму – 2,4 миллиона долларов. Геймеры осознали, что все это время мечтали о VR-играх, но просто забыли об их существовании. Производительность новейших видеокарт позволила геймерам вновь обнаружить забытый потенциал этой технологии. Через несколько лет появились конкуренты Oculus Rift, такие как HTC Vive, Samsung Gear VR и Google Cardboard. Они положили начало новой эре виртуальной реальности. К 2016 г. сотни компаний разрабатывали различные продукты VR, которые предназначались для использования и в других сферах помимо индустрии развлечений.

Развитие дополненной реальности стало возможно благодаря… Пикачу

Что насчет дополненной реальности? В начале 2000-х некоторые версии этой технологии оказались на рынке. Например, Skycam от NFL использовалась для того, чтобы ставить виртуальные маркеры на поле в тех местах, где осуществлялся первый даун во время матчей по американскому футболу. В 2009 г. журнал Esquire провел эксперимент со штрих-кодами, чтобы познакомить читателей с дополненной реальностью. В 2012 г. Marvel выпустили приложение с дополненной реальностью, которое позволяло фанатам получать дополнительный контент при чтении комиксов. Все это, конечно, здорово, но несерьезно.

покемоны

Настоящий прорыв, сделавший данную технологию популярной среди широкой публики, случился в 2016 г. благодаря знаменитой… желтой электрической мыши. Бешено популярная игра Pokemon Go навсегда изменила мир дополненной реальности и онлайн-коммерции. Игра не просто заставила людей выходить на улицы, на пляжи и в парки в поисках легендарных покемонов. Когда отдельные пользователи впервые получили доступ к дополненной реальности в этой игре, было положено начало развитию новой технологии. Вскоре идею подхватило множество компаний, увидев потенциал дополненной реальности в интернет-маркетинге, и началась новая эра AR.

Смешанная реальность: объединение AR и Web 3.0

Современные технологии VR и AR, пусть и были несколько недооценены, имеют огромный потенциал. Они могут стать революционными техническими достижениями. Уже известны возможности виртуальной реальности в образовании. Однако мало кто знает или может представить, что дополненная реальность может коренным образом изменить мир науки, став постоянной частью физического мира. Блестящие умы из Solution4Labs разработали новое приложение, в котором дополненная реальность была объединена с последними семантическими технологиями. Holo4Labs – это футуристичное приложение для HoloLens, благодаря которому виртуальную и смешанную реальность можно использовать в лабораториях.

смешанная реальность

Приложение может применяться на производстве и в научно-исследовательских лабораториях, позволяет ученым и рабочим взаимодействовать с объектами при помощи очков HoloLens. Людям достаточно использовать жесты рук, движения глаз и голосовые команды. Данные, полученные из образцов, можно изучить на месте и сразу же отправить их в систему управления информацией лаборатории. Это ускоряет процесс исследования и позволяет стереть границу между виртуальным и физическим мирами. ПО, которое управляется искусственным интеллектом, достаточно «умно», чтобы распознавать жесты, объекты и других людей. Эта новая область виртуализации была метко названа смешанной реальностью, ведь данная технология придает устройствам способность понимать и семантически анализировать окружающую среду.

Заключение

Марк Цукерберг, директор Facebook, однажды сказал: «Когда-то виртуальная реальность казалась мечтой из научной фантастики. Такой же мечтой однажды был Интернет, а также компьютеры и смартфоны. Будущее близко». Развитие VR и AR, начавшееся в прошлом веке, сейчас еще далеко до завершения. Мы – свидетели начала «золотого века» этих технологий, которые развиваются с небывалой скоростью.

future2day.ru